Украинский телеком: без войны не обойтись

Вот http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/05/25/251813 неплохая статья:



Украинский телеком: без войны не обойтись


Ключевой фразой на украинском рынке телефонии остается "стоимость взаимосоединения": именно вокруг нее идет спор крупных и средних операторов. И это неудивительно: мобильных телефонов в стране почти вдвое больше, чем жителей. А это означает, что все, кто мог их приобрести - приобрели. Дальнейшие изменения на рынке могут быть обеспечены либо новыми услугами, либо глобальным переделом. Какой путь выбрали сотовые операторы - мы далее и увидим.


Весенние будни перевели затяжные позиционные "войны расценок" между пионерами сотового рынка Украины - компаниями UMC и "Киевстар",- и операторами "второй волны" в острую фазу, осложненную проблемами развития негосударственной фиксированной связи. Формальным поводом для нового витка напряженности послужила блокировка компанией UMC прямого доступа к своей сети абонентам "Голден Телеком" ввиду расторжения последней "несправедливого" договора о взаимосоединении. Очередное "весеннее обострение" показало, что изменения в структуре услуг не сыграют решающей роли в развитии украинского рынка мобильной связи: на повестке дня - передел, желательно - с помощью государственных регуляторных органов.

Худой операторский мир

Вскоре после разрыва прямой связи между UMC и "Голден Телеком" состоялась пресс-конференция "Операторы связи объединяют свои усилия для установления справедливых, равных и прозрачных условий конкуренции". На ней в едином строю выступили представители телекоммуникационных компаний "Астелит" (Life:)), "Украинские радиосистемы" (Beeline), "Голден Телеком" и "Фарлеп-Инвест". Они пожаловались на постоянное завышение "доминирующими" операторами мобильной связи UMC и "Киевстар" тарифов на доступ к своим сетям (Примечание: понятие "доминирующего" оператора в украинском законодательстве о телекоммуникациях отсутствует, а Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) не признал UMC и "Киевстар" монополистами мобильного рынка). Тем не менее, наряду со словосочетанием "доминирующие операторы" компании-протестанты широко используют в качестве пропагандистской формулы новый термин - "дуополизм на рынке связи".

"Отключением" "Голдена" UMC вызвала огонь на себя, и в контексте пресс-конференции обсуждалась преимущественно договорная практика этой компании. О "Киевстаре" же говорилось глухо и вскользь, как бы заодно: из недомолвок стало понятно, что отношения с нею у большинства "вторых" лояльней и выгодней, чем с UMC, на которую "Голден Телеком" даже пожаловался в АМКУ.

С точки зрения права - картина следующая: порядок взаимосоединения телекоммуникационных сетей регулируется Законом Украины "О телекоммуникациях" и "Правилами взаимосоединения сетей общего пользования" (утв. реш. НКРС N155 от 8 декабря 2005 г). Законодательство уравнивает малые, средние и новые компании с теми двумя, совокупная доля которых на украинском рынке составляет 80%. А произведенное в 2006 году исключение междугородных звонков и звонков c фиксированных сетей на сети мобильных операторов из списка массовых универсальных услуг вывело из области прямого государственного регулирования расчеты за эти взаимосоединения. Компании, созвавшие пресс-конфенренцию, объяснили, что тем самым ценообразование было отдано "на усмотрение доминирующих компаний". Они заявили, что национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) уделяет недостаточно внимания этому вопросу. То есть, рынка хочется всем, но такого, чтоб государство его регулировало в пользу определенных компаний.

В цифровом выражении - по данным и.о. генерального директора "Голден Телекома" Андрея Милиневского, операторы негосударственной фиксированной связи платят за доступ на сети мобильных операторов 60 коп./мин, а в противоположном направлении - 18 коп./мин; в итоге пользователь платит 1,2 грн. за звонок с фиксированного аппарата на мобильный, а наоборот - втрое дешевле. В России же, утверждает он,- доступ к сетям мобильных операторов составляет 18 коп/мин, а конечному потребителю обходится в эквивалент 29 коп/мин. Он уверен, что причиной тому - государственное регулирование межоператорских расчетов в России.

Есть у него и претензии этического свойства: "большие" операторы ведут себя, "как слон в посудной лавке". По его утверждению, департамент фиксированной связи UMC уже обращался к "фиксированным" абонентам "Голдена", имеющим мобильники с чипами UMC, с предложением фиксированной телефонии с межсетевым тарифом в 20 коп/мин. Примечательно, что в этом контексте участники встречи упорно уходили от ответа на вопрос о демпинговых действиях "Астелита" на мобильном рынке (предложению подключений с определенной суммой на счету и обмену "чужих" чипов на "свои"),- приведших даже к объявлению этой компанией дефолта по ряду европейских займов. Это отнюдь не помешало начальнику департамента по взаимодействию с регуляторными органами и операторами "Астелита" Олгу Динчоглу прочувствованно говорить о "честных правилах игры" и "единой конкурентной среде". При этом, озвучивая тарифы на взаимосоединения с "большими" операторами, взаиморасчеты внутри "четверки" выступающие объявили конфиденциальными.

Ценовые драки

Инициаторы пересмотра стоимости взаимосоединений четверки полагают, что высокие тарифы на доступ к сетям "доминирующих" операторов препятствуют справедливой конкуренции на рынке связи и сдерживают предоставление конкурентоспособных тарифов конечному пользователю; они требуют не просто установления равных расценок, а введения таких, чтобы стоимость подключения к сетям "доминирующих" компаний стала ниже, чем к сетям компаний, выходящих на этот рынок. Идея сводится к тому, чтобы развивать конкуренцию за счет операторов, которые в свое время фактически создали и развили сотовый рынок страны. Относительно молодые компании ("Голден Телеком" в этом смысле исключение: по возрасту она - одна из старейших, но изначально предлагает и фиксированную, и мобильную связь, и интернет) под этим соусом добиваются от НКРС вмешательства в этот этически небезупречный конфликт. Впрочем, НКРС в этот период была занята решением собственных проблем...

Любопытно, что в качестве общеэкономического контекста генеральный директор "Билайна" Сергей Миронов апеллировал к западному опыту: дескать, в Европе законодательство поддерживает прежде всего новичков на рынке. То, что с 2002-2004 годов в ЕС наблюдается укрупнение телекомов, чему способствует высокий уровень интеграции экономик, команду "протестантов" не смущает; впрочем, западный опыт на Украине нередко бывает востребован фрагментарно.

А вот на вопрос о том, не стоит ли "второму эшелону" выйти к первенству за счет предоставления не только сугубо "транспортных", но и новейших мультимедийных услуг "помимо голоса" (аудио, видео, играх, информации и рекламе) - г-н Миронов ответил резко отрицательно. Он сообщил, что мультимедийные сервисы в совокупности дают не более четверти отдачи от мобильных услуг,- а миф о том, что именно VAS-услуги должны стать новым полем для операторской конкуренции, вообще "придумали журналисты". Проще говоря - тема качества и разнообразия сервисов останется предметом рекламных релизов до тех пор, пока на рынке связи Украины не будет осуществлен передел в пользу "новых" компаний.

Ставка на сервисы

"Билайн", тем не менее, совместно с системным интегратором ProCom и строителем-проектировщиком волоконно-оптических сетей (ВОЛС) Atracom объявили о запуске на Украине национальной волоконно-оптической магистрали по технологии Dense Wavelength Division Multiplexing (DWDM). Напомним, что к преимуществам технологии DWDM относятся высокая рентабельность систем на ее основе, их легкая масштабируемость и возможность наращивания пропускной способности оптических линий, высокая надежность благодаря эффективному резервированию, увеличение скоростей передачи данных, а также экономических показателей работы сети, качества и списка предоставляемых услуг. Она позволяет независимо обеспечить подачу классических интернет-услуг, IP-телефонии, мобильной связи, разнообразного мультимедийного контента.

В настоящее время партнерами освоено 4 тыс км. оптоволоконной сети на участках: Киев-Винница-Хмельницкий-Черновцы-Ивано-Франковск-Львов; Киев-Одесса; Днепропетровск-Донецк-Луганск; Одесса-Николаев-Херсон-Симферополь-Севастополь.

В ближайшее время будут запущены участки Донецк-Харьков; Донецк-Симферополь; Харьков-Полтава-Киев; Киев-Ровно-Луцк-Львов; Харьков-Сумы-Чернигов-Киев; Николаев-Днепропетровск

А до конца года мультисервисная магистральная оптоволоконная сеть общей протяженностью 11 тыс км. должна охватить все города и районные центры, где работает "Билайн"; выход на российские сети компании будет осуществлен через Луганск.

Тем временем, кстати, "старики" - UMC и "Киевстар" - ввели новую справочную SMS-услугу: "Экспертная справка KVEST 7407". Отныне абонент может задать вопрос на любую тему - и гарантированно получить содержательный ответ. Это же - ответ создателей рынка новым игрокам. Так что на самом деле "соревнование услуг" все же идет.

За кулисами противостояния

За кулисами же "ценового" противостояния остаются стратегические интересы. "Новую волну" представляют "Билайн"-"Украинские радиосистемы"-стопроцентно российская компания ("Вымпелком"); "Голден Телеком" - российско ("Альфа" и др.)-норвежская ("Теленор"); "Астелит" - турецко-украинская (СКМ); "Фарлеп-Инвест" - украинская (СКМ). По другую: UMC - стопроцентно российская (МТС); "Киевстар" - российско ("Альфа")- норвежская ("Теленор"). Эта картинка отчасти объясняет и непримиримость противоречий между "Голденом" и UMC, и несколько более мягкие отношения того же "Голдена" с "Киевстаром"... и резкую позицию "Астелита" и "Фарлепа" по отношению к "иностранным" UMC и "Киевстару". Так, генеральный директор "Фарлепа" Стан Аббелоос (бывший топ-менеджер "Голдена") весьма резко заявил, что "как правоверный украинец" не может спокойно смотреть на то, как рынок страны монополизируют две крупные иностранные компании. А поскольку политические заявления в устах ИТ-менеджеров для Украины не так редки, чтобы ими пренебрегать, остается предположить, что группа СКМ (Ринат Ахметов) настроена потеснить "старые" российские компании с телекоммуникационного рынка Украины.

То, что UMC вскоре восстановила прямой обмен трафиком с "Голден Телекомом" (ранее обратившимся в АМКУ с жалобой на UMC) - вынужденная мера для обеих сторон во избежание потери части абонентов (благо, есть к кому переходить). Это не помешало Beeline и "Астелит" направить в АМКУ письмо с просьбой "провести исследование рынка мобильной связи страны на предмет определения доминирующего положения операторов" с уже озвученными ранее претензиями к "Киевстару" и UMC. Запрос находится на рассмотрении в АМКУ... впрочем, нынешние политические события наверняка затянут эту паузу.

Тем временем на мобильный рынок Украины агрессивно выходит "третья волна" сотовых компаний. Так, 3G-оператор "Телесистемы Украины", предоставляющий услуги под PEOPLEnet, развивающий, в отличие от "потомков" GSM, направление CDMA, объявил себя "раем для контент-провайдеров" и намерен сделать упор на предоставлении тех самых мультимедийных услуг, от которых публично открестились "вторые".

Монополист напирает

На пятки негосударственным компаниям наступает и национальный оператор связи - "Укртелеком". Как сообщил председатель его правления Георгий Дзекон, подводя итоги деятельности компании за 2006 год, несмотря на то, что "Укртелеком" занимает около 78% отечественного рынка фиксированной связи и является монополистом, обслуживая 10,1 млн абонентов, - доход от деятельности компании возрос в прошлом году на 1,5% - до 7,9 млрд грн, а чистая прибыль "Укртелекома" снизилась на 9,89%.

Г-н Дзекон объяснил это массовым развитием мобильной связи; на звонках в пределах области падение доходности достигло 10%, в пределах Украины - 17%, на звонках в пределах СНГ - 6%. Он считает это глобальной тенденцией, которая в ближайшие годы только усилится. Георгий Дзекон подчеркнул, что платежеспособный спрос на фиксированную телефонию на Украине удовлетворен полностью, и, несмотря на то, что "Укртелеком" осознает необходимость выполнения определенных социальных функций, перед ним стоят серьезные финансовые задачи. Поэтому компания сократила и продолжит сокращение строительства крупных новых и реконструкции старых телефонных узлов, особенно в сельской местности и населенных пунктах районного значения. Кроме того, "Укртелеком" вынуждена обратиться в НКРС с просьбой разрешить поднять расценки на местную фиксированную связь. Но топ-менеджмент предприятия отдает себе отчет в исчерпанности экстенсивного пути развития компании.

Поэтому основные надежды руководство "Укртелекома" возлагает на скорое начало предоставления коммерческих услуг мобильной связи третьего поколения (3G). Кстати, осуществленное в конце 2005 года внеконкурсное предоставление НКРС "Укртелекому" лицензии на мобильную связь по технологии, позволяющей передавать больший объем данных с более высокой скоростью, а также обеспечивать более широкий диапазон сервисов, чем позволяет преобладающий ныне стандарт GSM,- вызвало немалое возмущение негосударственных операторов сотового рынка.

В настоящий момент мобильная сеть смонтирована в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Одессе, Львове,- и и работает в тестовом режиме. Сейчас идет монтаж дополнительных базовых станций, и до конца текущего года только в Киеве их будет 250. Поставщиками телекоммуникационного оборудования стали Nokia и Huawei, а вот трубки, заверяет глава "Укртелекома", будут "от самых разных компаний". Конкретные сроки запуска и особенности предстоящей рекламной кампании г-н Дзекон не назвал, однако дал понять, что коммерческая эксплуатация сети начнется в пределах второго квартала текущего года. Он также подчеркнул, что проводятся переговоры о национальном роуминге, и "с двумя крупными компаниями" взаимопонимание уже достигнуто,- причем, по его словам, компанию интересует в партнерах не столько количество абонентов, сколько территория покрытия сигналом. При этом глава "Укртелекома" отметил, что с ведущими компаниями сотового рынка взаимопонимание как в тарифной, так и в других вопросах достигалось не слишком трудными путями: "У нас существует определенное взаимопонимание".

А страдают абоненты

Характеризуя нынешнее противостояние "малых и средних" операторов "большим", он не без легкой зависти пояснил, что "Киевстар" и UMC, не будучи признаны монополистами в области мобильной связи и не имея соответствующих правовых ограничений, имеют полное право защищать свои финансовые интересы - в том числе, и в вопросе о расценках на взаимосоеднинение.

Сам же "Укртелеком" в силу своего монопольного статуса вынужден соблюдать осторожность; так, отвечая на вопрос о том, будут ли нынешним абонентам фиксированной связи предложены какие-либо преференции в области связи сотовой,- г-н Дзекон подтвердил, что это, прежде всего, коснется внутрисетевых тарифов для пользователей "Укртелекома",- но подчеркнул, что это предложение сейчас проходит детальную юридическую проверку, дабы избежать претензий со стороны других мобильных компаний, которые могут потребовать подобных расценок и на свой доступ к сети "Укртелекома".

Тем не менее, расчищая себе поле деятельности, с 10 апреля "Укртелеком" объявил о ликвидации возможности его абонентам звонить на "прямые" мобильные номера "Киевстара" и UMC, предварительно направив обоим требования отказаться от использования прямых номеров. Компания объясняет это тем, что теряет доходы, которые могла бы получать в случае дозвона через сетевой код. Этим, в частности, нарушается соответствующий пункт договоров о соединении между упомянутыми операторами и "Укртелекомом". Прямой городской номер предоставляется мобильными операторами как дополнительная услуга, и абонент, использующий ее, оплачивает переадресацию, принося дополнительный доход оператору. На этот-то доход и загляделся "Укртелеком". В настоящее время на Украине свыше 100 тыс абонентов "Киевстара" и UMC, пользующихся этой услугой.

Мобильные операторы вправе оспорить действия "Укртелекома": в конце 2006 года НКРС обязала сотовые компании с 1 января 2007 года отказаться от прямых номеров, но затем продлила этот срок до 1 сентября 2007 года. НКРС уже подтвердила, что готова реагировать на возможную жалобу операторов. Несмотря на то, что путем ряда технических ухищрений мобильные компании могут организовать своим абонентам аналог утерянной услуги - действия "Укртелекома" являются своеобразной рыночной "подножкой": монополист не дает партнерам подготовить пользователей к уходу от привычной услуги. На срочно созванной встрече руководства компании с топ-менеджерами UMC и "Киевстара" был обсужден вопрос о прекращении действия услуги "прямой номер". Представители "Укртелекома" предложили коллегам выбор: либо прямые номера будут "отняты" и станут местными фиксированными номерами, либо "Укртелеком" будет получать компенсацию от операторов за каждый звонок своего абонента владельцу "прямого" мобильного номера. Стороны договорились не предпринимать действий по блокированию звонков на прямые номера сотовых компаний.

А вот самый "больной" вопрос - приватизация "Укртелекома",- требующий фактического согласия всех ветвей власти,- очевидно, вновь "зависнет" на неопределенный срок - несмотря на то, что Фонд госимущества Украины предложил уточненный план размещения акций организации: 50% акций плюс 1 акция закрепляются в государственной собственности; 37,86% акций будут предложены для продажи на международных фондовых биржах в период с 1 августа по 31 декабря 2007 года; 5% акций будут - на фондовых биржах Украины пакетами по 1% до 23 июля 2007 года. Будет ли этот план одобрен на высшем уровне и введен в действие - еще вопрос,- и это еще более остро ставит перед компанией задачу выхода на новые рынки и участия в переделе сложившихся. Компания вынуждена использовать ту паузу для подъема своей доходности и инвестиционной привлекательности. Среди потенциальных "покупателей" "Укртелекома" в разное время назывались ведущие европейские компании класса "Дойч Телеком", а также украинская финансово-промышленная группа СКМ и "Ростелеком".

НКРС в поисках ниши

НКРС как верховный арбитр в области связи, скорее всего, не скоро сможет быть эффективным помощником в межоператорских спорах. Представляя общественности отчет о своей деятельности за 2006 год, это госучреждение проявило необычную открытость в обсуждении проблем управления отраслью связи,- особенно учитывая преследовавшие эту структуру с момента ее создания упреки в кулуарности механизмов и непрозрачности процессов принятия решений. Однако похоже, что откровенность несколько запоздала - и обсуждение за круглым столом, и последовавшие события показали, что в самой НКРС и вокруг нее образовался клубок противоречий, свидетельствующих о кризисе госрегулирования на украинском рынке связи.

И это - несмотря на "цифровую" успешность учреждения: НКРС перечислила в государственный бюджет Украины в 2006 году 1437,741 млн грн., что на 360,304 млн грн. больше запланированных 1077,438 млн грн. Средства получены за выдачу, продление и переоформление лицензий на пользование радиочастотным ресурсом (РЧР), лицензий на деятельность в сфере телекоммуникаций, выдачу телефонных номеров. Интенсификация развития рынка отразилась и на общей отдаче отрасли: только в январе 2007 года от услуг связи, предоставленных операторами всех форм собственности, сумма обязательных платежей в бюджет составила 400 млн грн., что на 41,5% больше, чем в январе 2005 года. А количество абонентов мобильной связи на конец января возросло по сравнению с началом года на 3,4% и составило 50,7 млн чел.

Однако, как отметил директор департамента телекоммуникаций НКРС Владимир Гресько, количество соединений сетей общего пользования растет в стране без участия "Укртелекома". Инвентаризация договоров операторов о взаимосоединении показала, что в 2006 году число соединений номеров в сетях "Укртелекома" составило 5,4 млн, а в сетях прочих операторов телекоммуникаций - 5,7 млн. Это, по его мнению, объясняется не только слабыми техническими возможностями компании в Винницкой, Донецкой, Житомирской, Херсонской и Черновицкой областях, но и непрозрачностью финансовых условий взаимосоединений через сеть "Укртелекома", что заставило операторов связи искать альтернативные возможности.

Бюджетные программы в игноре?

Еще одной болезненной проблемой является финансирование бюджетной программы "Руководство и управление в сфере регулирования связи". И.о. председателя НКРС Ольга Филиппова (ныне уже бывший глава Комиссии Олег Гайдук в момент отчета находился на больничном), в своем докладе сообщила, что программа в 2006 году была обеспечена всего на 77,2% - выделено 17,859 млн грн., тогда как запланировано было 11,612 млн грн на содержание центрального аппарата НКРС и 11,514 млн грн. - на Государственную инспекцию связи. Более того, в прошлом году вообще не проводилось финансирование бюджетной программы конверсии радиочастот (запланировано было 2,624 млн грн.). Не нашлось на это средств и в бюджете-2007. Ни копейки не выделено также и на мониторинг радиочастотного диапазона - механизм, обеспечивающий корректное "разведение" операторов связи по полосам и ареалам, а следовательно - гарантированное качество связи. Г-жа Филиппова подчеркнула, что телекоммуникационные компании платят соответствующий сбор в бюджет, откуда средства на обеспечение мониторинга попросту "не возвращаются". Таким образом, пользователи платят государству некий дополнительный налог (в составе тарифов), ничего не получая в ответ. Предложения НКРС об аккумулировании "мониторинговых средств" как целевых отчислений - не встретили пока понимания ни в кабинете министров, ни в Верховной Раде. Добавим: и нескоро встретят. Не ранее, чем страна четко выяснит для себя, есть ли у нее парламент и правительство.

Особую остроту приобрело противостояние между НКРС и Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). Камень преткновения - частотный диапазон 3400-3800 МГц, предназначенный для внедрения широкополосной технологии WiMAX. По решению НКРС, КРРТ должен был освободить этот диапазон, в пределах которого уже выданы лицензии на беспроводную связь, и перейти на частоты 3800-4200МГц. Но поскольку миграция требует значительных затрат, КРРТ не желает его производить, несмотря на то, что работающая в этом диапазоне радиорелейная связь в соответствии с Планом использования РЧР Украины должна закончить свое существование в 2011 году. Если к этому времени КРРТ не перейдет на современные средства связи, он может оказаться на грани расформирования. Тем не менее, к примеру, глава Ровенского областного телерадиопередающего центра (ОРТПЦ), выступивший в ходе обсуждения отчета НКРС, заявил, что отказал и будет отказывать представителям НКРС в проверке деятельности ОРТПЦ и дал понять, что так могут поступить и другое его коллеги.

А это означает, что НКРС не в состоянии выполнить свои обязательства перед лицензиарами, поскольку совместное использование указанных частот технически невозможно, и компании, приобретшие лицензии, терпят ежедневные убытки.

Критики деятельности НКРС из числа Общественного наблюдательного совета при этой структуре, выступавшие в обсуждении, обратили особое внимание на то, что среди членов Комиссии нет единой позиции по многим ключевым вопросам госрегулирования, что многие ее члены воздерживаются при голосовании, что "недопустимо для госслужащего", и что Комиссия по-прежнему принимает решения "выгодные отдельным компаниям".

Вскоре после отчета обстановка вокруг НКРС накалилась. В рассылку влиятельной общественной организации "ИКТ-Конгресса Украины" поступило сообщение о том, что группа членов НКРС и руководителей ассоциаций участников телекоммуникационного рынка было сделано заявление, где прозвучало сомнение относительно легитимности принятых и подписанных решений от имени НКРС исполняющей обязанности г-жой Филиповой в период болезни главы Комиссии. Заявители опасались возможного судебного опротестования этих документов. В итоге серии заседаний и обращений в кабмин последним было принято решение о назначении председателем НКРС Владимира Зверева, ранее работавшего в составе Комиссии и Госсвязи.

Его положение сейчас также может оказаться весьма пикантным. Если недавно принятый закон Украины "О Кабинете министров" будет отменен, то недавние назначения, сделанные правительством - как и документы, порожденные НКРС после этого назначения, могут быть опять-таки оспорены в судебном порядке. Это может стать серьезным тормозящим фактором в развитии украинского рынка телекоммуникаций.

Ирина Бохно / CNews Украина

Комментарии

Популярные сообщения